Из опыта работы

Интегрированное занятие «Светлая Пасха» с элементами аппликации в подготовительной группе

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – речевая, художественно – продуктивная, музыкальная, игровая, двигательная.

Реализуемые образовательные области«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

— изучить с детьми традиции христианского праздника «Святая Пасха», ее обычаями, новыми словами и их значением;

— познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;

— обогащать словарный запас детей;

— развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа;

— научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества;

— познакомить с основными приёмами росписи, обучать работе с шаблоном, по алгоритму.

Планируемые результаты: развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относиться к традициям русского народа.

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, седмица, кулич, «крашенки»«писанки».

Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги, ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка коллекции сувенирных яиц.

Ход занятия:

— Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в необычное путешествие. Чем же оно будет необычное? А тем, что сегодня мы свами отправимся в прошлое. И поговорить о том, как русский народ умел и умеет поддерживать традиции и обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, добротой, отзывчивостью.

— Ребята, какие православные праздники вы знаете?

(Показываю картинки с праздниками).

— Правильно. Рождество, Масленица, Пасха, Троица, эти праздники люди до сих пор помнят и празднуют, у каждого праздника есть свои традиции, которые мы до сих пор стараемся соблюдать. На Новый год – ставят елку, на Рождество – колядуют и проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины сжигают чучело Масленицы, и конечно, просят у всех прощения, прощаясь с зимой, на Троицу – почитают, восхваляют березку. Сегодня мы с вами обратимся к народным традициям, которые сложились в результате многолетнего христианского праздника Святой Пасхи.

Садитесь, пожалуйста, на стульчики и я вам расскажу об этом празднике и его традициях.

— Но для начала, я хочу узнать, что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).

— Праздник ПАСХА означает -торжество и победу жизни над смертью,

добра над злом. На Руси он считался главным праздником и праздновался дольше всех- целую седмицу (т. е. — неделю). В переводе с еврейского на русский слово «пасха» звучит, как «исход»«избавление»,

«освобождение».  Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Предание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям — научить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения — ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям. Иисус Христос воскрес.

Пасха — самый главный праздник для православных христиан. Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

— В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон восстанавливает силы человека, лечит душу.

— Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – (звон колоколов) .

Ребята, какое у вас настроение после прослушивания звона? (ответы детей)

К празднику Пасхи готовились заранее. Хозяйки убирались в избах и

во дворах. Пасхальный стол своим убранством отличался от всех других праздничных столов, пекли пасху и куличи, красили яйца.  В пасхальную ночь все верующие одевали только светлую праздничную одежду и шли в церковь. Дома могли оставаться только малые дети, да больные старики. Люди стояли около церкви в руках держали свечи и ждали пока священники выйдут, и тогда начинался крестных ход-обход церкви с иконами и крестами. После обхода люди говорили«Христос Воскрес» и слышали в ответ«Воистину Воскрес», поздравляли друг друга. Так же святили принесённую в церковь пасхальную еду. По традиции это были яйца, пасхапасхальные куличи.

— Праздник сопровождался весёлыми играми и развлечениями. На Пасхуобязательно во дворах и общественных местах вешали качели. Для детей делали обычные качели-карусели, а для взрослых на главной площади города или села заранее устанавливали большие карусели.

— Ребята, как вы думаете, для чего это делали? (ответы детей)

— Люди верили, что чем больше и выше качаешься в этот праздник, тем

счастливее и успешнее будет год и лучше будет урожай.

— Ещё в дни празднования Пасхи начинают водить знаменитые русские

хороводы. А знаете, почему их водили именно весной? (хождение по кругу напоминало движение Солнца, и должно было помочь быстрому пробуждению природы).

— Ребята, а кто знает, какой главный символ этого праздника? (ответы детей)

— Правильно, яйцо. Яичко олицетворяет начало новой жизни.

— Я хочу рассказать вам предание о первом красном яйце, поднесённом в подарок.

До того, как Иисус Христос вознёсся на небо, Он велел своим ученикам проповедовать людям по всему миру то, чему Он их учил.

Пошла проповедовать учение и Мария Магдалина. )Она первая узнала, что Иисус воскрес, когда она пришла к гробу Господа, чтобы омыть его израненное тело душистым маслом, но его не обнаружила, а передней появился ангел, который сказал ей, что Христос воскрес.

Мария пошла в город рассказать об этой чудесной новости. Она вошла во дворец к императору Тиберию, а в те времена, приходя к императору, люди приносили ему какой-нибудь подарок. Богатые люди приносили драгоценности, а бедные- что могли. Мария когда-то была богатой и знатной, пришла теперь, когда у неё ничего не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась перед ним и протянула ему простое яйцо, произнеся слова:

-Христос Воскрес!

Император удивился и сказал:

-Как может кто- то воскреснуть из мёртвых? Не верю. В это так же трудно поверить, как поверить, что это белое яйцо может стать красным!

И в тот момент, когда он это говорил, держа яйцо в руках, оно стало менять цвет: порозовело, потемнело и наконец стало ярко красным!

Вот что рассказывают про то, как со словами «Христос Воскрес!» было подарено первое пасхальное яйцо. Теперь вы все знаете, почему дарят на Пасхуяйца и почему изначально их красили в красный цвет. Красный цвет-цвет радости, цвет вечной жизни.

Пасха-семейный праздник! В каждой семье стремились наварить много яиц и обязательно покрасить или расписать их.

-Да, ребята, главный подарок на Пасху — яйцо. Этот обычай очень давний.

С начала яйца красили просто, используя луковую шелуху. Со временем стали красить яйца в однотонные цвета (жёлтый, зелёный, синий, розовый и другие).

 

-Яйца, которые покрашены одним цветом, называют «Крашенки».

Позже крашеные яйца стали расписывать узорами (поначалу-воском).

Рисовали на них даже церковь и различные пейзажи. Такие яйца называли «Писанки».

— «Писанки» на Пасху не только дарили друг другу с пожеланием благополучия, счастья и здоровья, но с ними на Руси устраивали весёлые

игры:

  • Катали их на столе (так можно делать только на Пасху).
  • «Чокались», т. е. стукали любым концом своё яйцо о яйцо соперника. Чьё

яйцо не разбилось, тот и победил.

А перед тем, как мы с вами начнём украшать наши пасхальные яйца, я предлагаю вам поиграть в старинные пасхальные игры.

Игра«Чьё яйцо дальше укатиться (Объясняю правила, заранее приготовленные «писанки» дети катают с наклонной плоскости. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победил, он забирает яйцо проигравшего.)

— А теперь, ребята, предлагаю вам перейти к работе. Работу по росписи яиц выполняют с чистым сердцем, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, нужно думать о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. Наша цель- создать неповторимую роспись подарочного яйца. Предлагаю вам обратиться к народным источникам- к творчеству хохломских, жостовских и гжельских мастеров.

Сегодня мы работаем с шаблонами.

Во-первых, выстроим алгоритм действия:

  • Выбираем цветную бумагу для всех деталей.
  • Работа с шаблонами.
  • Выстраивание композиции.
  • Приклеивание деталей.

Во-вторых, выполнение практической части по образцу:

  • Вспомним, как ведётся работа с шаблоном из цветной бумаги:

— цветной лист кладём белой стороной вверх.

— шаблон располагаем не по центру, а по краю, экономя цветную бумагу.

— одной рукой придерживаем шаблон, а другой рукой обводим шаблон карандашом по часовой стрелке.

  • Затем, располагаем заготовки на альбомном листе (т. е. выстраиваем композицию).
  • Приклеиваем основные части композиции.

А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка. Задание выполняется под музыку русских народных песен и потешек.

Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.

Подведение итогов

— Посмотрите на свои работы (выставка)

— С какими чувствами вы украшали пасхальные яйца?

— О чем думали, когда готовили их?

— Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши замечательные работы, которые вы подарите своим родным с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. Я надеюсь вам было интересно и всё, что вы сегодня узнали на нашем занятии, расскажете своим близким.

Спасибо за занятие. Всего вам доброго!

Открытка ко Дню Победы.

 

Открытка ко Дню Победы в технике аппликации в старшей группе

 

Цель: Изготовление поздравительной открытки в честь праздника победы в Великой Отечественной Войне.

Задачи:

— Развитие мелкой моторики пальцев рук, чувства композиции,пропорций.

— Способствовать развитию творческих способностей.

— Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе,настойчивость в достижении цели,самостоятельность, аккуратность в работе.

— Повышать общую осведомленность, интерес к истории России.

— Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам,желание дарить радость, которые защищали Родину.

Назначение:

Все люди, независимо от возраста, поздравляют в День Победы ветеранов. Как правило, престарелым фронтовикам дарят гвоздики и говорят слова благодарности. Ветеранам будет приятно,если подарить подарок,сделанный своими руками,такой как, «поздравительная открытка ко Дню Победы в технике аппликации»,сделанная из бумаги своими руками.

Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике День Победы. Рассматривание иллюстраций с изображением атрибутики праздника День Победы. Разучивание стихов к празднику.

Материалы:

— цветной картон;

— цветная бумага;

— ножницы;

— клей карандаш и клей ПВА;

— линейка;

— простой карандаш;

— цветные салфетки;

— трафареты в виде цифры 9;

— георгиевские ленточки.

И вот что у нас получилось:

 

 

Конспект НОД по аппликации в старшей группе

«Украсим рукавички».

Цель: формирование коммуникативных навыков детей в процессе совместной деятельности.

Задачи:

Учить детей составлять узор на рукавичках, используя готовые детали из геометрических форм, учиться договариваться о деталях узора, их расположении на рукавичках, добиваться сходства узоров на рукавичках.

Формировать у детей коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, взаимопомощь по ходу работы, позитивные эмоциональные отношения к совместной деятельности.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Сутеева «Про «Снегурочки» и Снежинку», рассматривание картинок с изображением рукавичек, дидактические игры: «найди пару», «почини рукавичку»

Материалы и оборудование: «волшебная» палочка, картинки с изображением рукавичек, бумажные заготовки рукавичек, геометрические формы, клей, салфетки, клеенки. Ход занятия

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, сейчас на улице зима. Что больше всего зимой мерзнет?

Дети. Нос, лицо, руки.

Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Заморожу». Вам надо спрятать только кисти рук. У меня есть волшебная палочка, которая «морозит». Покажите мне свои руки.

(Прохожу по кругу и «морожу» руки. В это время дети прячут руки).- Какие вы молодцы, все спрятали руки.

А сейчас, послушайте загадки: Они, как мамины ладони,Они, как гнездышко для птички. Их бабушки внучатам вяжут. Зовут их просто … (рукавички)Две сестренки, две плетенкиИз овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать,Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички)- Ребята, кто угадает:На десятерых братьевДвух шуб хватает. (Варежки)Чтоб не мерзнуть,Пять ребятВ печке вязанойСидят. (Варежки)Греет руки пара печекИз колечек от овечек. (Варежки)Дали братьям тёплый дом,Чтобы жили впятером. Брат большой не согласилсяИ отдельно поселился. (Варежка)

Воспитатель. Вы отлично справились с загадками. А сейчас, поиграем в игру «Хорошо — плохо».

Рукавички — это хорошо. Кому хорошо?

Дети. Людям, они их покупают; продавцам — они их продают; фабрикам – они их вяжут.

Воспитатель. А многие говорят, что рукавички — это плохо? Почему? Давайте вспомним рассказ В. Сутеева «Про «Снегурочки» и Снежинку». Когда Ваня и Маша катались на коньках. Что плохого может случиться с рукавицами. Как вы думаете? (они могут намокнуть, порваться, потеряться)

Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Ребята, возьмите по одной рукавичке и найдите пару, только будьте внимательны.

Дети подбирают пары.

Воспитатель. Все справились с заданием? Что вы делали, когда искали рукавички?

Дети. Сравнивали узоры, искали левую и правую рукавичку.

Воспитатель. Настя, а из каких геометрических фигур составлен у тебя узор на рукавичке?

Называет геометрические фигуры.

Воспитатель. Эти красивые рукавички мне одолжили дети из другого детского сада. Они приготовили их, как подарки для своих друзей. Мы тоже с вами можем изготовить такие. Нужно составить узор из геометрических фигур и наклеить. Чтобы выполнить это задание, вам нужно выбрать себе товарища, так как рукавички две (одна левая, другая правая) и узор на рукавичках одинаковый. И вы должны договориться между собой. Пройдите к столам. Разложите геометрические фигуры, сравните между собой и только потом будете наклеивать.

Дети выполняют работу.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо сегодня вы потрудились. Понравилось вам делать интересную работу вместе?

Дети. Да.

Воспитатель. Артем, а почему тебе понравилось работать вместе?

Артем. Потому что мы помогали друг другу, Женя сделал первым и мне помог.

Воспитатель. А как вы считаете, все сегодня сумели договориться?

Дети. Да.

Воспитатель. Мне сегодня понравилось, как вы совместно трудились, как договаривались. И мне было приятно, что вы поработали дружно и сумели выполнить работу с удовольствием. И в конце занятия можно сказать: «Сделал дело, гуляй смело».

Сейчас мы сделаем выставку рукавичек для наших родителей.

Фото отчёт «История происхождения игрушки»

 

 

«Ходит осень в нашем парке…»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березки на плечах…
                        Е. Трутнева.  
В один из осенних солнечных дней воспитанники подготовительной группы МБДОУ д/с № 24 совершили познавательную и увлекательную экскурсию в осенний парк детского сада, целью усвоения которой было представлений об осенних изменениях в живой природе, укрепления здоровья детей на свежем воздухе, привития любви, интереса к миру природы, развития эмоционально-доброжелательного отношения друг к другу и к природе. В ходе экскурсии ребята уточнили и закрепили  представления о первых признаках времен года, научились устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявили причины происходящих изменений.
Во время увлекательного приключения дети учились бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано. С большим удовольствием дети побегали на свежем воздухе, играли в подвижные игры,  получили  удовольствие от общения с природой.

Конспект НОД «Портрет осени»

Конспекты, сценарии. 

Конспект НОД физкультурного занятия в старшей группе,ОРУ с лентой.

Консультация для педагогов «Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДОУ.

          Это Наша Осень. Дети подготовительной группы.

9 января первый рабочий день,радует всех нас снегом.